Общероссийская общественная организация «Всероссийское объединение представителей спортивных школ»


ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ ЧЛЕНОВ ПРЕЗИДИУМА ВОПСШ

Обзор проекта

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ

Авдюков Алексей Владимирович – директор МКУ «Комитет по делам физической культуры и спорта» ЗАТО города Зеленогорск Красноярского края.

План перехода, разработанный Министерством спорта РФ, предусматривает с 1 января 2018 года переход спортивных школ из статуса образовательной организации в статус организации спортивной подготовки.

Большинство муниципалитетов не в состоянии в полном объёме массово обеспечить реализацию программ спортивной подготовки.

Мы предлагаем постепенный более мягкий переход на программы спортивной подготовки, сохраняя реализации общеобразовательных предпрофессиональных программ.

В г. Зеленогорске количество занимающихся по программам спортивной подготовки зависит от финансирования (на сегодняшний день не более 1,5 % от общего контингента спортивных школ) с максимальным обеспечением тренировочного процесса в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.

Искусственное завышение количества спортсменов, перешедших на спортивную подготовку без должного финансирования вредно, так как это не приведит к повышению качества подготовки спортсменов.

Нужно отдельно прорабатывать особенности организации подготовки спортивного резерва в малых городах.


Паутов Михаил Николаевич -  директор ГАУ Тюменской области «Областная спортивная школа олимпийского резерва».

В предлагаемой Минспортом России концепции подготовки спортивного резерва слабо учитываются интересы субъектов РФ, где в муниципальных образованиях (МО) одна спортивная школа.

Проблемы:

- механизмы деятельности спортивной школы в МО региона не отработаны и очень сложны: реализация предпрофессиональных программ и программ спортивной подготовки подразумевает введение двух штатных расписаний, двойной бухгалтерии и т.п.;

- разделение организаций по разным ведомствам в одном МО приведет к искусственному делению детей, что осложнит поиск талантливых спортсменов;

- отсутствие собственной спортивной базы ставит спортивную школу в неравные условия, что обязательно повлияет на качество работы учреждения.

Реализация программ спортивной подготовки направлена на спортивный результат и, к сожалению, в них не остается места вопросам воспитания и обучения. Квалификация тренеров и методистов на местах оставляет желать лучшего.   

У ребенка, пришедшего в единственную муниципальную школу нет выбора и возможности всестороннего физического развития (возможно только на платной основе).

Критерии (целевые индикаторы), заложенные в Концепции, должны быть направлены на качественные показатели подготовки спортивного резерва (разряд, спортивный результат, членство в сборных), а не на количество спортсменов на группах ССМ и ВСМ. Тем более, что в условиях недофинансирования отрасли, основная доля расходов по обеспечению программ спортивной подготовки ложится на региональный бюджет.

До сих пор нет утвержденных документов, решающих вопросы социальной защиты и гарантий по специалистам и тренерам сферы физическая культура и спорта: средняя з/п тренеров –преподавателей в дополнительном образовании на 25% выше чем в отрасли ФКиС. Заключение соглашение с профсоюзами – временная и очень сомнительная мера.

Предложения:

1. Дать возможность субъектам самостоятельно выстраивать политику подготовки спортивного резерва на местах.

2. Работу по программам спортивной подготовки, начинать с тренировочных групп 4-5 годов обучения в зависимости и особенности вида спорта.


Страхов Владимир Викторович - директор МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 3 по лыжным гонкам и биатлону» г. Мурманск.

Для перевода учреждений образования в организации спортивной подготовки и реализации соответствующих программ необходимо разработать норматино-регулирующие документы. На сегодня документов практически нет.

Пример города Мурманска: из 12 учреждений, подведомственных комитету по образованию администрации города Мурманска, пока ни одно не перешло на реализацию программ спортивной подготовки. Основная причина – не разработаны регулирующие работу документы. Например, при переходе с должности «тренер-преподаватель» на должность «тренер» категории не сохраняются, а новое положение о присвоении еще не разработано, и т.д. и т.п.

На наш взгляд, акцент должен быть не на создании новых и реорганизации действующих организаций, а на том, при каких условиях физкультурно-спортивная организация может осуществлять спортивную подготовку.

          Заработная плата молодого специалиста в Мурманске около 13 тысяч рублей или 135 рублей в час., при этом, если раньше в образовательном учреждении необходимо было набрать на ставку в 18 часов 3 группы по 12 человек, то сейчас в организации спортивной подготовки на ставку в 24 часа необходимо набрать уже 4 группы по 12 человек.   

Дополнительно. Сейчас все чаще говорят о том, что планируется перевести тренеров на 40-часовую рабочую неделю с занятостью на работе с 9 утра до 6 часов вечера. Могу предположить, что после принятия такого решения, снижение числа тренеров будет расти более быстрыми темпами.


Бабкин Андрей Юрьевич - директор ГБУ Тверской области «Спортивная школа олимпийского резерва видам единоборств».

Понятие спортивно-оздоровительный этап, этап начальной подготовки с понятием спортивная подготовка несовместимы (ст.2, п.15.1 и ст. 32.1.1. закона РФ о ФКиС)

При переводе образовательного учреждения в организацию спортивной подготовки возникают серьезные проблемы:

- для образовательного учреждения налоговая ставка по недвижимости 0%, для организации спортивной подготовки такой преференции нет (Налоговый кодекс РФ ст.284,1);

- для организации спортивной подготовки арендовать государственное и муниципальное имущество без торговых процедур нельзя (закон РФ о защите конкуренции ст.17.1.);

- государственным и муниципальным служащим нельзя преподавать спортивную подготовку.


Комов Андрей Семенович – директор МАУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Ника» Сиверского городского поселения Ленинградской области.

С целью создания эффективной системы подготовки спортивного резерва необходимо:

- на уровне муниципальных районов и городских округов комитеты по физической культуре и спорту наделить статусом юридического лица,

- издать на федеральном уровне нормативно правовой акт, конкретно указывающий(разъясняющий) местным органам власти, что такое «Создание условий» и «Участие в обеспечении» подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд муниципальных образований и субъектов РФ,

В проекте Концепции незаслуженно маленькая роль по её реализации отводится Министерству образования РФ и всей вертикали управления российским образованием.

В частности, необходимо внести дополнения, направленные на:

- заинтересованность учреждений образования по предоставлению в свободное время от основных занятий, объектов спорта(спортзалов) для осуществления спортивной подготовки физкультурно-спортивными организациями,

- создания нормативной базы и открытия спортивных классов и школ-интернатов спортивного профиля;

- повышения роли и ответственности за проведение школьных соревнований «Президентские спортивный игры»;

- внесение в систему оплаты труда поощрений работников(руководителей) дошкольных и общеобразовательных учреждений за передачу одаренных детей в организации, готовящие спортивный резерв.


Паршиков Александр Тихонович – президент общероссийской общественной организации «Всероссийское объединение представителей спортивных школ»

В предложенном варианте Концепции нет четкой ясности и понимания как будут работать организации спортивной подготовки. На сегодня нет разработанного законодательного и нормативного обеспечения их деятельности. Кроме переименования названий спортивных организаций и перевода их из статуса образовательной в статус спортивной подготовки не предлагается практически ничего нового.

Для того чтобы Концепция была инструментов развития необходимо, на наш взгляд, решить прежде всего следующие вопросы:

- сначала создать законодательную и правовую базу для организаций спортивной подготовки, обеспечить социальную защиту их работникам и только затем создавать новые или реорганизовывать действующие;

- определить на каких этапах многолетней подготовки спортивного резерва должна осуществляться спортивная подготовка – наше предложение: на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства;

- требования федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта должны распространяться только на спортсменов, перешедших на спортивную подготовку;

- перевод на спортивную подготовку осуществляют региональные и муниципальные органы физической культуры и спорта исходя их реальных финансово-экономических возможностей;

- предусмотреть предоставление больших возможностей принятия решений руководителю спортивной организации и тренеру в вопросах наполняемости и состава групп, режима их работы, содержания тренировочных программ по видам спорта;

- Министерству образования и науки России и Министерству спорта России определить будущее действующих спортивных школ органов образования в общей системе подготовки спортивных резервов страны и создать нормативно-правовую базу их дальнейшей деятельности.